Рецензия плюс: Мэрилин Ялом — «История груди»
Автор книги – профессор Стенфордского университета, жена известного писателя и психотерапевта Ирвина Ялома, мама четверых детей. Искренне склоняю голову перед таким трудом: проведено колоссальное исследование, результатом которого явилось доказательство исключительной роли женской груди во всех сферах человеческой жизни, начиная от религии древних времен и заканчивая политикой, рекламой и медициной в современном мире:) И это не шутка…
Автор: Мэрилин Ялом
Издательство: ООО «Издательство Эксмо», Москва
Год издания: 2011
Страниц: 424
Переплет: твердый, суперобложка
Иллюстрации: черно-белые
Книга написано живо и остроумно, также в ней собрано огромное количество знаменитых картин или других уникальных гравюр и рисунков, которые отражают представления о женской груди в мировой истории искусства. Жаль только, что в книге все рисунки черно-белые…
В конце книги – внушительный список источников по каждой главе, из которых взята информация для исследования.
Впервые такое внимание уделено символу женственности не случайно. Ведь ни для кого ни секрет, какие ожесточенные споры сейчас вызывает женская грудь, особенно на родине автора: когда и насколько ее стоит обнажать, а когда нет, как помочь женщинам, которые лишаются груди в результате лечения рака, стоит ли делать операцию по увеличению груди и т.д. Во многих странах Европы и в Америке принимаются законопроекты, защищающие право женщин кормить грудью в общественных местах. Автор предлагает подумать о женской груди не только как о сексуальном фетише и приглашает рассмотреть читателя грудь в «историческом разрезе» на протяжении всей человеческой истории.
«Кому принадлежит грудь?» — вот главный вопрос, который задает и на который отвечает Мэрилин Ялом. Принадлежит ли она младенцу, который сосет грудь, или мужчине, который ласкает ее? Принадлежит ли она индустрии нижнего белья или секс-индустрии, которая заставляет женщин сомневаться в красоте своей обычной груди? Принадлежит ли она врачу, который решает, стоит ли ее резать или прекращать ГВ? Или она все-таки принадлежит женщине, частью тела которой является?
Скажу честно, получила от прочтения книги массу пользы и удовольствия, собрав воедино разрозненные представления о том, как кормили грудью раньше, и наконец-то выяснила точно, когда появился первый корсет и современный бюстгальтер. Но теперь хочу остановится более подробно на содержании книги…
Грудь священная
Книга поделена на смысловые части, каждая из которых отражает один из аспектов отношения общества людей в разные исторические эпохи к образу женской груди.
Они так и названы: «Священная грудь», «Эротическая грудь», «Домашняя грудь», «Политическая грудь», «Психологическая грудь» и другие.
Я остановлюсь только на наиболее интересных моментах, так как книга довольно объемная по содержанию.
Прежде всего Мэрилин Ялом обращается к древним цивилизациям, где женской груди придавали очень важное значение как символу плодородия и любви. Даже бога Нила по имени Хапи изображали с грудями — и это был не единственный перенос грудей на тело мужчины. Также можно предполагать, что преобладание женских статуэток с обнаженной грудью в изысканной одежде Крита говорит о том, что тогда женщины обладали властью, которая и не снилась им потом еще очень долго.
Что касается ГВ, то во времена Гомера матери любого сословия все еще кормили своих детей сами. Кормилицы стали популярны несколько веков спустя. Также существовал специальный культ «коуротрофос», когда в гробницы и святилища ставили статуэтки кормящих матерей и в качестве даров приносили мед, масло и печенье в форме груди. Этот культ процветал до начала христианской эры.
Когда Зевс отобрал Олимп у богини Геи Олимпии с Глубокими Грудями, новые эллинистические божества заслонили древних богинь и началась новая эпоха «правления фаллоса». Тело Афины уже было полностью прикрыто одеждой, а Афродита (Венера) стала объектом эротического поклонения.
Уже в V веке до н.э. женщин стали тщательно контролировать с помощью патриархальной системы, а кормилицы стали пользоваться большим уважением. Тогда же появился еще один класс женщин – гетеры, или куртизанки.
В эпоху раннего Средневековья грудь стала выступать помимо всего прочего как символ наказания от смертных грехов, в том числе и у принимающих муки святых.
Так появилась святая Агата, которая стала небесной покровительницей кормящих женщин. На Сицилии в день ее почитания 5 февраля в булочных пекли специальный хлеб и раздавали его женщинам с болезнью груди.
«Кормление грудью все еще было на высоте, но сословное неравенство начиналось с первой капли молока: младенцев из знатных семей принято было кормить молоком кормилец, а детей крестьян – коровьим молоком», — пишет автор.
Уже с 1300 года детей горожан все чаще стали отсылать к кормилицам в деревню. Между отцом и кормилицей заключался договор, где было сказано, что «balia» кормит ребенка до момента отнятия от груди (обычно до 2 лет), хотя на самом деле его могли кормить две-три кормилицы по очереди.
Что касается средневекового искусства эпохи Возрождения, то груди принято было изображать высокими и круглыми, как будто не подчиняющимся законам всемирного тяготения. Такой «идеал молодой груди» надолго укоренился в сознании женщин. Естественно, что далеко не все женщины соответствовали принятому идеалу и не соответствуют ему и по сей день. Современные женщины с грудями в форме груши, дыни или баклажана, тратят свое здоровье, нервы и деньги, чтобы уместить свою нормальную грудь в навязанную кем-то форму.
Тогда же возник и миф о том, что женщине не следует кормить грудью, если она хочет сохранить ее форму. Мужья также одобряли то, что жены не кормят детей грудью, так как в те времена считалось, что супруги должны воздерживаться от соития, пока мать кормит грудью, ибо грудное молоко – это форма вагинальной крови, которая поднимается из матки в грудь. Поэтому считалось, что в результате сексуального контакта молоко может сворачиваться. Больше о мифах, связанных с ГВ, читайте здесь.
Интересно происхождение названия «ведьмин сосок», т.е дополнительный сосок, который может встречаться на теле женщины (примерно у одной из двухсот), как рудиментарный орган. Когда католическая церковь вела яростную охоту на ведьм, то на теле жертвы искали специальные отметины дьявола. В Англии и Шотландии таким знаком считали дополнительный сосок, за который могли принять и обычную родинку.
Елизавета I (1558-1603) положила конец пышногрудым красавицам, введя в моду жесткие корсеты на китовом усе, которые прижимали грудь и спускали ее до талии. В знатных семьях такие корсеты были обязательны даже для девочек двух-трех лет. Они не просто превращали женские груди в подобие доски, но и приводили иногда к сломанным ребрам и даже к смерти.
Только в 1900 году во Франции появился первый прототип современного бюстгальтера из батиста, без баски и китового уса, поднимающий грудь только за счет специального кроя. Еще по теме: Нужен ли кормящей маме бюстгалтер?
Голландия как исключение из правил
Достаточно много внимания автором уделено Голландии и ее влиянию на культуру женской груди. Голландские средневековые медицинские и религиозные авторитеты были горячими сторонниками материнского грудного вскармливания, предлагая женщине заботиться о физических потребностях детей, а отцу – об их знаниях и обеспечении семьи.
Считалось также (и не безосновательно), что ребенок с молоком другой женщины может приобрести ее черты характера. Кроме того голланцы очень гордились своей бережливостью и считали, что вовсе нет никакой пользы тратить деньги на кормилицу, когда в материнской груди полно бесплатного молока.
Таким образом, как полагает один исследователь, Голландия стала исключением из общей картины очень высокой младенческой смертности, характерной для тех стран, где детей отправляли к кормилицам. Хотя другие исследователи с ним не согласны. Тем не менее, в своих взглядах они опередили остальную Европы на целый век.
Культовое ГВ в Европе
Англичанам и французам потребовалось на сто лет больше, чтобы увидеть связь между домашней гармонией с ГВ и хорошим управлением государством.
Английский врач Уильям Кэдоган, сам недавно ставший отцом, в 1748 году написал влиятельный труд «Эссе о грудном вскармливании», призывавший матерей кормить грудью. Отцам он отвел роль надсмотрщика, не доверяя столь ответственное дело одним женщинам:)
В то же время шведский врач и ботаник Карл Линней оставил свой след в истории ГВ как автор термина «млекопитающие». Он считал, что кормление грудью – это материнский инстинкт, а не социальное поведение, как это было доказано современными антропологами.
Еще одна влиятельная фигура Просвещения Жан-Жак Руссо в своем трактате о воспитании «Эмиль» (скачать можно здесь) в 1762 году закрепил популярность и престижность ГВ, так что женщины того времени с гордостью упоминали о том, что сами кормили своих детей грудью.
В конце 18 века грудное вскармливание приобрело черты культа. Французское правительство выпустило декрет, в котором говорилось о том, что если мать не кормит своего ребенка грудью, то она не сможет получать государственное пособие.
В Германии пошли еще дальше и обязали матерей-одиночек, претендующих на помощь от государства, кормить не только своего ребенка, но и стать кормилицей для другого.
В 19 веке кормящая грудь продолжала быть «хорошей грудью». Как в Европе, так и в США, матери не стыдились кормить грудью везде, включая церковь, парков и общественного транспорта.
Но увы и ах — в 1880 году благодаря открытию Пастера стало понятно, что при достаточном нагревании молоко из бутылки становится безопасным для младенцев. И с этого момента в британских городах кормление из бутылочки начало становиться все более популярным…
Особое мнение графа Льва Толстого
Что касается России, то к концу 1870-х годов многих детей уже кормили из бутылочки.
Интересна в этом контексте позиция графа Льва Толстого, который ратовал за грудное вскармливание и прямо-таки заставлял кормить грудью свою жену Софью. Из ее дневников мы узнаем, что она страдала от сильного мастита и прекратила бы кормить грудью, если бы не настойчивые требования мужа.
Возможно, Толстой преследовал свои идеологические цели, но с другой стороны он инстинктивно знал, чем помочь своей жене, т.к. кормление грудью – это первая помощь при мастите и других проблемах с лактирующей грудью. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что при мастите кормить грудью нельзя.
В любом случае, Л.Толстой по многим вопросам был действительно прогрессивным человеком. Почитайте комментарии к статье про историю грудного вскармливания в России
Первые консультанты по ГВ
Первым консультантом по ГВ, возможно, была германская императрица Августа Виктория, которая была матерью 7 детей и публично читала лекции о пользе ГВ.
В ноябре 1904 года она выступила перед Лигой женщин-патриоток, которые также пытались популяризировать ГВ и даже выплачивали премию кормящим матерям. Так немецкие женщины пытались противостоять катастрофическому падению рождаемости. Которое, к слову, достигло своего эпогея при нацистском режиме, когда от немецких кормящих мам требовали кормить грудью через равные промежутки времени и сдавать молоко на проверку.
Кстати, в Канаде во франкоговорящем Квебеке и по сей день женщины получают денежные премии за кормление грудью .
Как пишет автор, в настоящее время самым дружелюбным местом для кормящих мам считается Австралия. Женщины могут кормить грудью в общественных местах и половина австралиек активно кормят грудью и после 3 месяцев. А благодаря Ассоциации кормящих матерей в австралийской Тасмании матери должны подписать специальную форму-подтверждение “Consent to supplement newborn infants” в том случае, если они хотят кормить ребенка искусственно.
На контрасте, в США кормить грудью стало неприлично во второй половине 20 века, когда детское питание стало приносить огромную прибыль производителям. Кормящих женщин стали выгонять из общественных мест, и лишь в 1994 году штаты Флорида и Нью-Йорк приняли закон, защищающий права кормящих матерей.
Интересно, что когда в Лос-Анджелесе появилась реклама на автобусных остановках, где изображена женщина в модном одеянии, кормящая грудью, народ стал протестовать, ибо все считали, что кормить грудью можно только в домашнем халатике.
Вывод: грудь сделали товаром
В конце книги автор делает вывод, что в конце 20 века грудь стала обычным товаром и символом прибыли для владельцев журналов, для пластических хирургов, для индустрии бюстгальтеров, создающих иллюзию той или иной формы груди в зависимости от моды, для женщин, которые с помощью объявлений ищут «щедрого мужчину». Если дальше так будет продолжаться, то будущее покажет нам еще более необычные варианты использования грудей как фетиша западной культуры.
Но в тоже время большая часть женщин хотят иметь право на собственное тело и его уникальность, а значит освободить свою грудь от условностей, навязанных обществом. Для одних это возможность пройтись жарким летом по улице в прозрачном платье без бюстгальтера, не боясь оскорблений. Для других – возможность покормить грудью, не опасаясь реакции окружающих типа «как не стыдно». Женщинам, пережившим удаление груди с раковой опухолью — рассказать о своих тревогах.
Поэтому просто не бойтесь говорить о своей груди и о своих потребностях, дорогие женщины!
Моя оценка книги Мэрилин Ялом «История груди»
Содержание: 10 из 10
Оформление: 9 из 10
Стоит ли покупать: Безусловно нужно, как кормящим женщинам, так и их родственникам. Первым – чтобы всегда оставаться собой и не давать никому использовать их грудь для чуждых им целей, вторым – чтобы уважать права кормящих женщин и их мнение в вопросах грудного вскармливания. Естественно, полезно будет прочитать эту книгу и консультантам по грудному вскармливанию.
Где купить: oz.by, labirint.ru
***
В интернет-магазине Milam.ru этой книжки не купишь, зато продажа детских товаров в нем налажена хорошо. Магазин в Санкт-Петербурге, доставка по России…
Искусство ГВ (книга) |
Беременность в фотографиях |
Самоприкладывание (видео) |
Спасибо за возможность быть в курсе литературных новинок. прочитав одну лишь рецензию, узнала много интересного. Лично я, прочитаю эту книгу целиком!
Люблю такие концептуальные книги, заказала себе на Озе в библиотечку о ГВ и естественных родах)
Совсем недавно запоем прочла несколько книг ее мужа — Ирвина Ялома. Полагаю, у них вся семья талантливая :)
@Елена: Спасибо за наводку:) Он правда психиатр, но одна книжка у меня на компьютере его затерялась, оказывается, как-нибудь осилим…